Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Роман «Директория «Мусорщик». Краткое содержание (Спойлер J)

Автор Мария Волощук Махоша

Издательство «Эксмо». Жанр: Социальная фантастика, научная фантастика, остросюжетный любовный роман.

Полная версия романа доступна по ссылке https://www.litres.ru/mariya-voloschuk-mahosha/direktoriya-musorschik-kniga-1-ra/

 Девчонка-студентка, Ирина (Ра) отмечая совершеннолетие, выбросила в лесу бутылку из окна машины. Для нас это обычное дело, но действие романа разворачивается в 2300 годы. К этому времени в мире действует строгий экологический кодекс. Между строк, по мере развития сюжета, мы узнаём, что планета уже пережила экологическую катастрофу, последовавшие за ней миграцию людей из мегаполисов в небольшие поселения и мусорные войны за чистые, пригодные для жизни, территории. Уже умея быстро перемещаться в пространстве, люди перевезли огромные запасы мусора со всего мира в Голодную степь — пустынный участок, сейчас принадлежащий Узбекистану с жарким климатом и далёкий от водных артерий планеты. Из-за этого временного решения, позволившего в прошлом быстро справиться с мусорной проблемой во всех государствах, образовалась уникальная экосистема: горный массив из смеси трудноразлагающихся полимеров, ядовитых отходов, органики, стекла, металла и бетона. Расплодившиеся там крысы начали набеги на далёкие человеческие поселения и территорию пришлось оградить от мира высокой стеной.

Эта территория была признана резервацией, а значит на ней действуют иные, чем во всём мире законы. Теперь, когда угроза гибели планеты осталась позади, люди занялись переработкой мусорной свалки планетарного масштаба. К этой работе привлекают как отбывающих наказание за экологические преступления, так и вольнонаёмных работников. Правила жизни в директории «Мусорщик» отличаются от правил Большой земли: люди вынуждены выходить на улицу только с запасом воды, антисептика и приборов, отгоняющих крыс; вода строго дозирована, общение с внешним миром содержит множество ограничений и строго цензурируется. Зловоние принуждает жителей директории носить аромамаски; ядовитый смог требует жить в состоянии постоянного ожидания чрезвычайной ситуации (ЧС); запрещено заводить домашних животных, так как их изловят и сожрут крысы, и ещё множество норм и запретов, которые нам сейчас не знакомы. Из-за невыносимых условий в крупных городах созданы районы-оазисы, скрытые под куполами и доступные лишь самым богатым жителям и учёным, задействованным в научных проектах. Но есть и разрешения, которые отличают директорию от Большого мира: благодаря свободе архитектурных решений города и поселения поражают воображение; чтобы выживать в психологически невыносимых условиях, здесь в свободной продаже «Радость» — лекарственные препараты, содержащие нейромедиаторы, которые за пределами стены можно получить только по строгому рецепту при наличии тяжёлого психического заболевания. В «Мусорщике» есть и особый вид свободы: свобода быть бомжом и жить на горе среди мусора, которой давно нет в остальном цивилизованном мире.

В будущем мире единый управляющий орган Земли — Международная ассамблея, которая призвана охранять главную ценность цивилизации: человечность. Страновое распределение тоже изменилось: теперь оно проходит не по национальному принципу и месту рождения. Человек сам выбирает себе страну проживания, исходя из правил, ценностей, социальных норм и отношения к гендерному вопросу заявленных государством. В случае изменения своих убеждений, человек может поменять страну проживания. Все люди планеты чипированы, благодаря чему не возникает проблем с идентификацией и число преступлений значимо сократилось из-за их лёгкой раскрываемости. Каждый чиновник мира живёт по правилу: на время занятия должности он и его семья живут в самых худших условиях, доступных гражданину, с минимальным доходом, социальным пакетом и скромным жильём. Такой подход позволил планете избавиться от нищеты.

Людям в повседневной жизни помогают роботы. Помимо роботов, выполняющих общественные функции, есть персональные роботы: косметологи, врачи, секретари, музыканты, парикамахеры и тд.

Этот мир выглядит привлекательным и справедливым, но за «человечностью», начертанной на его знамёнах стоят и большие проблемы:

  • Научившись бороться со многими болезнями, а значит, говоря на языке биологии, «давать право на размножение слабым особям», люди рождаются с множеством врождённых заболеваний, им в тело сразу вживляют капсулы с лекарственными препаратами и регулярно проводят процедуры вакцинации.
  • У людей теперь есть три мира для существования: реальность, информационный мир с multiD проявлениями (по сети передаются не только объёмные видео, но запахи, ощущения, температура воздуха и поверхностей, влажность) и VR реальность, в которые некоторые люди погружаются безвылазно на долгие годы.
  • Благодаря якобы мягкому финансовому подходу, при котором тех, кто не может выплатить кредит банки отправляют отрабатывать долг, люди вынуждены пожизненно отрабатывать на нелюбимой работе, там, куда направит банк, живя в общежитиях и потеряв свободу выбора своего пути. От этого «банковского рабства» немногие знающие о «Мусорщике» люди предпочитают переселиться в директорию, где их не могут достать банки и приставы.
  • Подростки медленно взрослеют, и главная героиня романа тому прямое подтверждение. Совершеннолетие наступает в 25 лет, и к этому возрасту она по сути ещё доверчивый ребёнок из толерантной негендерной страны где нет деления на мужчин и женщин, на долю которого выпали непосильные испытания, в которых она совершает множество ошибок.
  • В поисках истинной свободы, жизни без вшитых под кожу торпед с лекарствами и неприемлемых в большом мире проявлений, например, пьянства, люди готовы стать бомжами, жить в норах в самом эпицентре мусорной кучи и уходят в запретную зону, куда государство вынуждено за счёт бюджета отправлять гуманитарные эшелоны для их поддержания. Чтобы избежать глобальной миграции, информация о правилах жизни в директории тщательно охраняется и цензурируется.
  • В закрытых резервациях находятся люди, которые, пользуясь статусом особой территории, втайне организуют для богатейших людей мира запрещённые удовольствия: крысиные и человеческие бои, тараканьи бега, сверхскоростные гонки, и игру «Сталкер на горе», которая на самом деле является охотой на бомжей.
  • Крысы, в отличие от людей, идут по пути усиления своей популяции, и чтобы их сдерживать приходится содержать большой проект «Крысы», основная штаб-квартира которого расположена в директории.

Отрабатывая свой срок юная героиня на своём пути встречается с двухсотлетним генномодифицированным стариком, трансгендером, миллиардерами, крысами, бомжами, жрицами любви, «грязеверами», светилами мировой науки, банковскими рабами, людьми, зависимыми от виртуальной реальности и настоящими преступниками, от злодеяний которых содрогнётся весь мир.

Героиня романа проходит через карантин; паралич от прививок; ложную тревогу ЧС, которую принимает за настоящую; ищет возможности заниматься любимым скалолазанием; спасает бомжа на горе; становится преступной заводчицей крыс, обладательницей VIP-гардероба из 40 смен одежды, врушкой, няней, театралкой, героиней, танцовщицей и даже невестой; незаконно путешествует «за стену»; находит и теряет друзей; случайно вступает в игру «Сталкер на горе»; переживает обман, унижение, большую любовь и огромное разочарование, которое ставит её на грань жизни и смерти.

В романе вместе с ней мы путешествуем про директории и за её пределами, узнавая мир будущего и выбираясь из переделок, в которые она попадает, взрослея и учась отличать по-настоящему хороших людей, от тех, кто носит привлекательные маски, но внутри такой же гнилой, как эта мусорная куча.

 

Цитата:

«И Женя включил мне видео, которое после его истории перестало казаться мне простым навязчивым вирусом.

«Если жизнь твоя — дерьмо,

Сам ты сдулся, смех твой смолк,

Всё вокруг летит вразнос,

Твой больной взрывая мозг,

Ты хорошего не жди,

Ты хорошее ищи,

А хорошее найдёшь —

Из норы за хвост тащи.

Хвост на руку намотай,

Крепко-накрепко вцепись, 

Чтоб не скрылось невзначай,

На него верхом садись.

И скачи на нём, скачи.

На хорошем хорошо. 

Днём скачи, скачи в ночи,

А помрёт — ищи ещё. 

 

Ты огромный бегемот,

Отожрал большой мамон.

Разум твой окутан тьмой,

Расколбасился гормон.

Болен, сопли бахромой,

Все зовут тебя чумой.

Ты невзрачный, словно моль,

Кривоногий, словно мопс.

Ты больной, глухой, немой,

И убогий, и хромой.

Целый мир тебе чужой.

Ты наказанный тюрьмой.

Спонсор твой — ужасный жмот,

А мамуля — просто монстр.

Твой мирок похож на морг,

Ты от жизни изнемог.

Ты несносное мурло,

В остальном тебе свезло.

 

Ты хорошего не жди,

Ты хорошее ищи,

А хорошее найдёшь —

Из норы за хвост тащи.

Хвост на руку намотай,

Крепко-накрепко вцепись, 

Чтоб не скрылось невзначай,

На него верхом садись.

И скачи на нём, скачи.

На хорошем хорошо. 

Днём скачи, скачи в ночи,

А помрёт — ищи ещё».

 

— Ты откуда это всё знаешь? Придумал? — спросила я.

— Нет. Эта песенка стала гимном диггеров, — улыбнулся он в ответ. — А может быть, ещё и потому, что наш главный — один из авторов сего творения, его строчка тут тоже есть. Всё, это была сказка на ночь, спи, а потом «Проснись и пой!» Обещаешь нос не вешать и писать, даже если меня не будет в сети?»

 

Роман вышел в серии. Это первая книга, «Ра». Продолжение следует.